Вторник, 16.07.2019, 02:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя: Гундина Гульжамал Джумалиевна

Меню сайта
Категории раздела
О походах... [56]
Когда отправляемся и куда... Как все прошло...
О нас в СМИ... [9]
Наш турклуб маленькая звездочка на туристком небосклоне, но о нем уже знают, знают о наших ребятах... Ссылки и статьи о турклубе "Алькор"....
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29
Мини-чат
100
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Гражданско-патриотическое воспитание...

Презентация опыта работы преподавателя ГБОУ СПО "НРПК"  г. Нефтекумск  Гундиной Г.Д.
ГРАЖДАНСКО_ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на 3-м Фестивале педагогических идей в системе НПО И СПО в г. Невинномысске Ставропольского края


Мастер класс Гундиной ГД  НРПК
Педагогическое кредо: "Дай человеку рыбу, и ты накормишь его один раз. Научи его ловить рыбу,  и  он будет кормиться всю жизнь" (китайская поговорка)

View more presentations or Upload your own.
ГРАЖДАНСКО_ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                                        

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.В. Некрасов)

Быть гражданином! Что это значит? Вопрос риторический! Но именно мы – преподаватели,  должны помочь молодому поколению ответить на этот вопрос.

Выбрав профессию и взяв на себя ответственность за формирование современного, всесторонне развитого, компетентного человека и гражданина – личности,  мы можем, используя все возможности современного образовательного процесса,  педагогический опыт российской и советской школ,  свои знания и опыт, превратить каждый  урок по истории или  обществознанию, по  основам философии  в поиск ответа, а заодно и определение своего места в этом мире.

  У  Булата Окуджавы есть такие строки:

Вселенский опыт говорит, что погибают царства

Не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства,

А погибают оттого (и тем больней, чем дольше),

Что люди царства своего не уважают больше.

Контингент учащихся колледжа, да думаю и других учебных заведений, настроя на обучение и усвоение знаний почти не имеет, а уважения к стране - …   И наша задача, в этих условиях, попытаться убедить юношество увидеть за всем, что им предлагают, – Родину, страну, в которой им жить, работать, создавать семьи и растить детей, встретить старость….

Современный нигилизм молодежи часто приводит в смятение: если им это не нужно, мне оно зачем?  И это при том, что система оплаты труда учителя-преподавателя, особенно системы НПО-СПО, оставляет желать лучшего. Но здесь и сегодня, именно нам делать выбор: толи мы отрабатываем на столько, на сколько оценили наш труд, толи мы, по принципу альтруизма и в лучших традициях российской педагогики, – работаем  и «…сеем вечное, разумное…»

Большинство из нас выбирает второй вариант, так как, нынешние учащиеся  - это завтра нашего государства, наше завтра.  На современном этапе актуальным считаю гражданско-патриотическое воспитание  обучающихся на учебных занятиях и в процессе внеаудиторной деятельности.

Целью гражданско-патриотического воспитания определено формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в колледже.

И поставлены задачи:

- осмысление своего места в современном обществе 

- создание  условия для самореализации и самоутверждения  молодежи через вовлечение в процесс урока и самостоятельной внеурочной работы.              

Ожидаемыми  результатами должны стать:

·           Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ  культуры России.

·           Духовно-нравственный потенциал молодежи. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

·           Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

·           Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности.

·           Экологическая культура, т.к. настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение  Земли.

 

После выступления президента России В.В. Путина в Краснодаре на Встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи 12 сентября 2012 года, стали больше говорить о гражданском и патриотическом воспитании.

Но вопросами воспитания гражданственности и патриотизма вне политики мы занимались, и, думаю, будем заниматься. Изучаемые дисциплины в учебных  заведениях, особенно общественной направленности, в этом плане дают прекрасную возможность. Но  невозможно обучение без понимания смысла названий дисциплин  и задач которые стоят перед учащимся при получении образования, ведь они пришли учиться на автомехаников, строителей, нефтяников и т.д., а тут мы со своими ФГОСами и прочим, поэтому важна ежеурочная актуализация и дисциплин и изучаемых тем.   

Уже первые занятия по обществознанию: Вводный урок, темы «Общество и общественные отношения», «Человек. Индивид. Личность.» и др., при эвристической беседе дают возможность, используя педагогику сотрудничества, заострять внимание на том, что такое общество, зачем нужно обществознание, что собой представляем мы, какое место мы можем в обществе занимать и каков смысл существования человека… Работа на парах, дифференцированное домашнее задание (ответить на вопросы, составить вопросник, подготовить сообщение, создать презентацию, написать эссе  и т. п.), проверка домашнего задания и комментарий   оценивания, дают возможность ребятам изменить свою самооценку. Я говорю о том,  что делаете и вы, но в последнее время, обратила внимание на то, что наши учащиеся не понимают смысла слов, которыми оперируют, не могут объяснить значения названий изучаемых тем.  Например: «Обществознание» - название дисциплины, основы которой заложены в школе при изучении предмета «Введение в обществознание».

Задаю вопрос, что значит «Обществознание». Все просто – знание об обществе. Идем дальше – что означает «ЗНАНИЕ», ответ – «ну, знание, информация». Пока дойдем до того, что это не просто информация, а «информация, которую получают, добывают, используют и применяют», а общество – это группы людей, объединенные общим интересом, общей целью, территорией проживания, ГРАЖДАНСТВОМ…. Подходит время вопроса, зачем людям необходимо изучать  общество и т.д.

При изучении темы «Образование и его роль в жизни общества», обучающиеся говорят: «Мы пришли получать ОБРАЗОВАНИЕ». Прошу объяснить, что они вкладывают в данное понятие. Что же слышу в ответ? Да что угодно, но к пониманию того, что корень «ОБРАЗ» - является основным в значении этого постоянно употребляемого слова, приходят с подсказки.  «ОБРАЗОВАНИЕ - это процесс формирования образа: ОБРАЗА – человека, студента, сына, специалиста, гражданина, патриота, жителя улицы, микрорайона, города, села, аула…

На своих уроках, периодически, я использую метод коллажа, который позволяет решать сразу  две задачи: включение образного мышления учащихся и ненавязчивая проверка знаний.

Этот метод дает возможность сэкономить внеурочное время учащихся, обеспечивает долгосрочное запоминание, способствует творческому развитию учащихся, создает условия для внутренней дифференциации. Студент  в процессе работы над коллажом сам увидит, что он знает, а что нет. а нужно лишь приготовить к выбранной теме урока ножницы, клей, бумагу и старые журналы с картинками. Хорошо такое задание использовать при вводных занятиях     к новой теме, разделу: при завершении работы над ней сами учащиеся вспоминают о коллаже и у них появляется желание проанализировать свой коллаж и внести в него дополнения, что подтверждает высказывание  К.Д. Ушинского о том, что «ум – это хорошо организованная система знаний».

         В преподавательской деятельности важную роль играет наглядность: стенды (основные и сменные),  а также большим подспорьем является в настоящее время мультимедиаустройства.  Часто обращаюсь к стенду «Я- гражданин»: В центре строки поэта  Э. Межелайтиса «Быть человеком трудно, стать человеком – большая работа».  Далее заостряется внимание  на понятиях: «Что значит Гражданственность»,  «Гражданин – это…»,  «Образ современного студента». Обучающиеся с интересом изучают материалы стендов и используют их в процессе обучения.

          Широкий простор в области гражданско-патриотического воспитания дает работа  творческой группы «Я- гражданин», которой руковожу четвертый год. Целью ее деятельности  является:  гармоничное духовное развитие личности учащихся и привитие им  основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций  Ставрополья и России.

  Работа творческой группы организована  по следующим направлениям:

1. Организация учебно-методической работы

2. Развитие творческих способностей студентов:

3. Творческая работа педагогического коллектива

4. Участие  в деятельности сайта «Профобразование»

5. Повышение педагогического мастерства, повышение квалификации

Развитию творческих способностей студентов способствует работа по оказанию методической помощи учащимся: по созданию мультимедийной работы «Интерактивная доска в учебном процессе» - Зацепин Илья (гр 264),  презентаций к докладам по учебным темам ( Швердогулова Т. (гр 264) «Добро и зло», Глазунова Е.(гр 53) Фотоискусство, Презентация «Искусство как вид деятельности» Ермаченко А. (гр.278) была представлена на конкурс презентаций и заняла 2 место в Декаде общеобразовательных наук), по созданию кроссвордов в компьютерном варианте.

Ведется Подбор и знакомство инженерно-педагогического коллектива  и учащихся с конкурсами из интернет-ресурса:http://www.profobrazovanie.org,  http://www.web-resurs.ru/best_portal/  ,    http://metodisty.ru/m/files/view/prezentaciya_k_otkrytomu_uroku - конкурс портфолио,  конкурс сайтов, конкурсы «Студент СПО -2012, НПО -2012» и др.

            Участие  в деятельности сайта «Профобразование» позволяет дистанционно делиться наработками, подбирать материалы для различных видов работ.

Активными участниками сайта стали Сергиенко С.А., Шаула В.Н. Наша  деятельность отмечены благодарностями, сертификатами, дипломами.

На данном этапе развития нашего общества модным стало проектирование. Использование метода  проектов – это самостоятельная исследовательская работа. Не каждый учащийся способен ею заниматься. Обучение на дистанционных курсах, где есть возможность выбора интересующей тебя проблематики, позволило более компетентно использовать метод проектов, позволяющий включать в работу над проектом многих.  Оценивая работу товарищей, учащийся учиться многому: оценке увиденного, высказыванию своей точки зрения, ее обоснованию. Результатами данного вида работы стало участие наших учащихся Хворовой Жанны и Нурмагомедова Мурата в Краевом форуме «АРТ-профи» - 2 место  и грант в Межрегиональном форуме молодежи восточных районов Ставропольского края  по проекту «Мы – Россияне», посвященный проблемам толерантности. Кстати, полным ходом идет  реализация проекта. Также реализован проект Чепуркова Никиты (гр 78-к) «Острогорка -2012 (учебно-тренировочный поход)», в стадии реализации проект Кирилова Александра (гр. 76-к) «Вахта Памяти». После участия ребят в работе Межрегионального форума молодежи восточных районов  Ставропольского края многие группы загорелись идеей разработки проектов практической направленности, где основной целью является приобретение практических профессиональных навыков.          

Туристический кружок, организованный при колледже и которым я руковожу в течении 12 лет, позволяет провести линию соприкосновения теоретического обучения с практическим познанием мира истории и человеческих отношений. Учащиеся, занимающиеся спортивным и пешеходным туризмом, не зацикливаются на приобретении навыков выживания и преодоления препятствий.  Согласно плана работы, принимают участие в спортивных соревнованиях, развивая свое физическое здоровье и спортивное мастерство, а также участвуют в экскурсиях, походах, имеющих определенную цель. Изучая период «Битвы за Кавказ» по курсу «История Ставропольского края», особое внимание уделяется событиям на территории нашего района и прилежащих населенных пунктов. Ребята готовят сообщения об участниках войны. Наиболее ярким примером является образ Александра Скокова – Героя Советского Союза, Величаевского молодогвардейца. Посещение дома-музея А. Скокова, участие в Вахте Памяти, краевых соревнованиях по туристскому многоборью на Кубок А. Скокова, проводимых на базе Лицея №10 г. Ставрополя, носящего имя А. Скокова – это одно из направлений работы. Краевое массовое восхождение на Бештау, посвященное Дню Защитника Отечества, дает прекрасную возможность закрепить знания учащихся по темам «Культура нашего края». Выезд учащихся на 3-4 дня на Кавказские Минеральные Воды – это экскурсия по Лермонтовским местам, знакомство с творениями известных архитекторов - братьев Джованни и Джузеппе Бернардацци, С. Уптона. Посещение историко-краеведческих музеев в Пятигорске, Кисловодске позволяют прикоснуться к истории нашего края с древности по настоящее время. Усадьба-музей художника Н.Я. Ярошенко дает возможность, как на машине времени, перенестись в атмосферу 19 века и увидеть красоту Эльбруса и других горных вершин в пейзажах и сравнить с тем, что видели воочию. По итогам поездки оформляются фотоальбомы, фотостенды, которые можно использовать на уроках. К сожалению, региональный курс «Ставропольский край в истории России» в современных  ФГОСах не предусмотрен, пытаемся через классные часы не упустить наработанное: студенты-туристы с подготовленными материалами, презентациями выступают, делятся впечатлениями.

            Следующим этапом становится подготовка к «Вахте Памяти», посвященной Дню Победы. Основные события «Битвы за Кавказ» связаны с боями за перевалы. Знакомство с книгой В.Гнеушева и А.Попутько «Тайна Марухского ледника», сообщения на уроках о боях за перевалы, встреча с ветераном войны – участником битвы за Кавказ, вручение ветераном символического красного флага Победы с наказом достойно пронести через перевалы, подготовка мемориальной таблички, заставляют ребят по другому взглянуть на самого себя, прочувствовать свою значимость.

            Летняя Краевая Туриада-экспедиция «Граница», проводимая Краевым центром Экологии, Краеведения и Туризма, в которой туристы НРПК принимают участие с 2002 года, также решает многие задачи: - укрепление здоровья, воспитание патриотизма, подготовка к службе в рядах Вооруженных сил России, организация досуга молодежи, пропаганда спортивного туризма как эффективного средства социально-психологического и физического оздоровления молодежи, приобретения навыков выживания в экстремальных условиях похода, развитии волевых и физических качеств, необходимых при несении службы в рядах Российской Армии, повышение спортивного мастерства. Можно просто отправиться в поход, но важную роль в воспитании подрастающего поколения играет обоснование цели похода. Поэтому, участие в митинге у Вечного Огня на Крепостной горе в г. Ставрополе, где дается старт экспедиции влияет на общий настрой участников. Встречи с пограничниками, возложение цветов к памятникам, находки гильз, осколков снарядов, авиабомб - немых свидетелей жестоких боев на перевалах Кавказа – это воспитывает больше, чем все те слова, что были сказаны на уроках в кабинете. Вручение грамот Северо-Кавказского Регионального Управления Погранвойск ФСБ РФ, зеленых беретов юных пограничников на митинге, завершающем экспедицию – это воспоминания на целый год, а может и на всю жизнь.  В этом году планировала исследовательскую работу по дате 2 декабря 1942 года – бой под селом Новкус-Артезиан Нефтекумского района. Айдамир Ачмизов, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза за этот бой, родом из аула Большой Кичмай, Лазаревского район города Сочи Краснодарского края. Изучение событий времен ВОВ, классные часы , посещение места подвига в рамках Вахты Памяти, разработка маршрута летнего похода с выходом на побережье Черного моря в районе Лазаревского, посещение   родины  героя – это немалый потенциал воспитания и гражданственности и патриотизма.

Из всего слагается любовь к родному краю, к людям, тебя окружающим. Появление новых друзей, расширение географии знакомств вызывает стремление побольше знать о своей истории, о своем крае, о России в целом, чтобы было, что рассказать, чем поделиться. К сожалению,  охват ребят данной работой не достаточен и связан с материальными, проблемами. Но благодаря поддержке администрации Нефтекумского муниципального района (Товчигречко М.И.), администрации колледжа, спонсорской помощи родителей, часть учащихся принимает  участие в перечисленных мероприятиях.

Я прекрасно понимаю, что это только маленькая толика того, что может быть вкладом в гражданско-патриотическое воспитание, но каждая песчинка в песочных часах является важной, думаю и наш труд также важен. Как мы будем относиться к своему делу, так и ребята. Пусть часть детей, но и это немало, станет понимать, что от каждого из них зависит будущее страны – нашей Родины.

МАСТЕР-КЛАСС

Я предлагаю Вам совместными усилиями решить, каким должен быть Гражданин вообще и Россиянин в частности!

Цели проведения мастер-класса:
1. Презентация и распространение педагогического опыта по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся на учебных занятиях и в процессе внеаудиторной деятельности»

Этапы проведения мастер-класса:

1.         Актуализация.

2.         Теоретическая часть: представление опыта работы: «Гражданско-патриотическое воспитание  обучающихся на учебных занятиях и в процессе внеаудиторной деятельности».

3.         Практическое знакомство с новыми видами работ над понятийным аппаратом общественных дисциплин, составление коллажа «Я – Гражданин»  педагогами.

4.         Презентация деятельности (педагоги презентуют  свое понимание ОБРАЗА гражданина).

5.         Рефлексия.

Имитационная игра.

Я предлагаю попробовать применить некоторые методы и предложить свои варианты понимания проблемы: Гражданин – это…

1 группа – с использованием метода коллажа (необходимо приготовить ножницы, клей, журнал, листы)

2 группа -    сформулируйте  понятие «гражданин», продолжив фразу «Гражданин - это человек, который...»  (на листочках записи) и определите значимость в современном мире (сравним, что получилось….)

Г - гордится своей Родиной;

Р - радуется ее успехам;

А - активно участвует в жизни своей страны;

Ж - желает сохранить мир;

Д - дорожит именем «россиянин»,

А - адаптируется в социальной среде, принимает ее законы и осознанно отстаивает свои взгляды;

Н - нуждается в поддержке и защите государства;

И - ищет применение  своим силам  для процветания страны;

Н - находит пути собственного становления как личности.

3 группа. – Образ гражданина на современном этапе:

- Гражданин – учащийся…

- Гражданин – студент

- Гражданин – специалист

- Гражданин – семьянин…

- Гражданин – горожанин (сельчанин)…

4 группа. – Деятельность гражданина на современном этапе:

- Гражданин – учащийся…

- Гражданин – студент

- Гражданин – специалист

- Гражданин – семьянин…

- Гражданин – горожанин (сельчанин)…

Итак, мы получили  модель гражданина  - итог нашей совместной работы. Этот творческий процесс  дает возможность взглянуть  по новому на модель отношений  «гражданин - гражданин», понять что «человеком быть трудно, а стать Человеком большая работа».

В завершение хотелось бы мне воспользоваться словами известного английского педагога Александра Нэйлла, создавшег

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
16.07.2019

Copyright MyCorp © 2019