Понедельник, 28.09.2020, 03:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя: Гундина Гульжамал Джумалиевна

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [9]
Програмы и планы [5]
Рабочие Программы дисциплин гуманитарного цикла и Календарно-тематические планы
Деятельность турклуба "Алькор" [0]
Планы, отчеты, статьи о деятельности турклуба "Алькор"
отчеты о деятельности турклуба "Алькор" [0]
Что сделано в течении учебного года туристами - членами турклуба "Алькор"
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Мини-чат
100
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Отчет информация о Научно-практической конференции "Эврика"
[ Скачать с сервера (589.4 Kb) · Скачать удаленно (лри) ] 31.03.2014, 17:56

ДОКЛАД

ГУНДИНОЙ Гульжамал Джумалиевны

- Преподавателя общественных дисциплин

ГБОУ СПО «НРПК» высшей аттестационной категории

 

Социальное проектирование как средство самореализации.

 

Что такое социальное проектирование? Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся.

   В настоящее время метод проектов приобрёл  широкую популярность. В современном мире  надо многое учиться  делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта.  Вот и возникла  насущная потребность понять, что такое  проектирование.

Мы – преподаватели,  не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий.

   Например, сегодня уже 60% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать.  

   Поэтому меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности»( компетентность (от лат.)- способность данного лица производить определённый вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому- либо вопросу.)

    Традиционная «школа памяти» должна стать «школой развития», где способом усвоения знаний является не заучивание и не деятельность по алгоритму, а поисковая мыслительная деятельность учащихся.

Учащиеся нашего колледжа в рамках Межрегионального  форума молодежи восточных районов Ставропольского края приняли участие в краевом конкурсе социально-ориентированных проектов молодежи Ставропольского края «Твоя инициатива», по итогам которого лучшие проекты восточных районов Ставрополья должны были получить  финансовую поддержку от комитета Ставропольского края по делам молодежи. Конкурс включал в себя следующие номинации: Наука  (приоритетные направления развития науки и техники), Журналистика, Информационные технологии, Военно-патриотическое воспитание, Молодежное предпринимательство, Здоровый образ жизни, Общественная деятельность, Образовательные проекты, Гражданская активность, Добровольчество (волонтерство), Сервис и туризм, Лидер общественного мнения, Экология.

 Студенты нашего колледжа  выступили в  следующих номинациях:

1. Чепурков Никита Геннадьевич - учащийся ГБОУ СПО «НРПК», гр.№ 76 к – специальность «Разработка и эксплуатация н\г месторождений», капитан туристской команды  с Проектом «Острогорка 2012 ( учебно-тренировочный поход)»  в номинации «Здоровый образ жизни»;

2. Нурмагомедов Мурад Ибрагимович - учащийся гр. 271  - специальность «Разработка и эксплуатация н\г месторождений»,    ГБОУ СПО  «Нефтекумский региональный политехнический колледж»  с проектом «Недельный марафон – фестиваль  «Мы – россияне!»»  в номинации «Гражданская активность»;  -  получил грант на реализацию проекта.

3. Кирилов Александр Александрович - учащийся гр. 64-к - специальность «Разработка и эксплуатация н\г месторождений»,    ГБОУ СПО  «Нефтекумский региональный политехнический колледж»  с проектом «Вахта Памяти 2012-2013» в номинации «Военно-патриотическое воспитание».

 

  Итак: Что же такое социальный проект?

Социальный проект – это совместная  учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся - партнёров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой -нибудь проблемы, значимой для участников проекта.

Общественные проблемы, даже самые малые, обычно в одиночку не решаются. Только группе (хотя бы из двух человек) под силу внести заметные и устойчивые изменения в проблемную ситуацию.  Социальное проектирование является одним из интенсивных методов включения юных российских граждан в общественную жизнь.

  

Информационная карта проекта

 

  1. Продумывание направления проекта
  2. Каким может быть творческое название проекта.
  3. Организация-заявитель
  4. Контактная информация
  5. Авторы проекта
  6. Руководитель проекта
  7. География проекта
  1. Актуальность проекта
  2. Постановка цели, формулировка задачи
  3. Содержание проекта. План работы

Осуществление проекта потребует проведение следующего спектра работ:

- формирование команды проекта;

- определение плана работ;

- распределение обязанностей;

- сроки реализации проекта;

- сбор информации;

- поиск и привлечение партнёров;

- разработка бюджета проекта;

- реализация плана действий команд;

- разработка системы оценки проекта

- подготовка к защите  проекта

- презентация проекта

- подведение итогов, анализ

11. Риски проекта

12. Смета расходов

13. Предполагаемые результаты проекта

 

Сущность и виды социального проектирования

          Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Имен­но социальное проектирование позволяет человеку  ре­шать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектирова­нием понимается деятельность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;
  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиаль­но, качественно нового в его личном опыте;
  • задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
  • в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;через которую формируются социальные навыки подростка.

       Социальное проектирование является одной из множест­ва деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социаль­ное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межлично­стное общение.
Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование».

Деятельность по созданию проекта называется проектированием.

А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект
– это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

Виды социальных  проектов воспитанников, реализуемых образовательных учреждениях:

  • Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
  • Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
  • Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
  • Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
  • Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Цель социального проектирования

привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем  силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

  • повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
  • формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
  • закрепление навыков командной работы

Признаки проекта

  • Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового
  • Установленные сроки начала и завершения
  • Определенные ресурсы
  • Измеряемый продукт или результат

Типология проектов
В разных сферах нашей жизни люди создают проекты, которые помогают им в их деятельности. В соответствии с типом деятельности создается типология проектов:

  • Социальные
  • Оборонные
  • научно-технические
  • технологические
  • космические
  • экономические
  • строительные
  • экологические
  • образовательные

Управление проектом
Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.

Управление включает три основных вида деятельности:

  • Планирование
  • Организация
  • Управление

Планирование

  • Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.
  • Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.
  • Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)

Организация

Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.

Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с  администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. А кому это надо? Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда.

  • Управление
    Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее:
  • Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).
  • Решение возникающих проблем. Если входе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.
  • Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.

Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить  свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.

 

http://soc-work.ru/article/375

Технология разработки социального проекта

Социальный проект как текст.

Текстовое описание проекта строится примерно по одной структуре:

  • Проблема, на решение которой направлен проект.
  • Цели проекта.
  • Описание работ (услуг), которые должны быть выполнены в рамках проекта, и требования, предъявляемые к этим работам (услугам).
  • Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты.
  • Порядок использования полученных результатов и круг лиц, в интересах которых они должны использоваться.
  • Кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение.
  • Порядок осуществления руководства и контроля за выполнением данного проекта (включая список лиц, непосредственно ответственных за реализацию).
  • Смета расходов.

Концепция проекта

  • – это его основные положения, представленные в определенной системе. Назначение концепции – определить конечные цели проекта и выявить возможные пути их достижения, т.е. в систематической форме представить, чего мы хотим и как мы это сделаем.
    В концепции получают отражение:
  • актуальность проекта;
  • его цели и задачи;
  • содержание предполагаемой деятельности;
  • правовое, экономическое, организационное обоснование проекта;
  • ожидаемые последствия его осуществления.

а) актуальность проекта: насколько значима социальная проблема, решению которой призван способствовать проект.
Формулируя проблему, необходимо точно представлять:
- чья это проблема (кого она касается, что это за люди или организации);
- каковы масштабы проблемы;
- поддается ли проблема решению;
- что будет, если проблема не найдет разрешения.
Инициаторы проекта должны представить проблему в количественных показателях, ее структурных характеристиках, использовать не только личные наблюдения, но и социальные исследования.

б) цель проекта – то, что мы хотим достичь в ходе реализации проекта.
Цель должна быть достижима в рамках данного проекта
Цель должна формулироваться как безусловная, т.е. не следует ставить цель в зависимость от неопределенных обстоятельств, которые могут произойти или не произойти в будущем.
Цель должна предусматривать итоговый результат. такой результат может быть представлен в достаточно обобщенной форме.

в) задачи проекта – это конкретные пункты, которые предстоит реализовать (вытекают из цели). Конкретность и обозримость результатов реализации – отличительная сторона и главное требование к формулировке задач.

г) содержание работы: описываются конкретные действия в ходе реализации проекта. Определяются основные стадии реализации проекта с указанием поэтапности работ, сроков и важнейших результатов.

д) обоснование проекта.

Обоснование проекта характеризует его реализацию в правовом, экономическом, организационном отношениях.
Правовая форма проекта может быть различной. Она может отсутствовать, если это минипроект, который строится на личном таланте инициатора и адресован близким людям. Проект может быть принят для реализации существующей сторонней организацией. В этом случае надо определить правовую форму взаимоотношений инициатора проекта с этой организацией: может быть заключен трудовой договор (контракт), автор проекта может быть взят в штат организации, он может получить вознаграждение за проект, но не участвовать в его реализации и т.д. Другой вариант: для реализации проекта создается новая организация. Перед регистрацией организации надо точно представлять, что следует в юридическом отношении из выбора той или иной формы организации. Выбор правовой формы проекта всецело определяется тем, что планируется достичь в результате. от выбора такой формы может зависеть, какими источниками финансирования инициаторы проекта могут воспользоваться. Если проект не становится через избранную правовую форму самостоятельным юридическим лицом, он может оказаться в чрезмерной зависимости от организации, которая представит ему возможность пользоваться своим расчетным счетом.
Финансовое обоснование должно включать базовые расчеты необходимых финансовых средств, фиксировать модель финансирования и его источники. В концепции финансовые расчеты представлены в обобщенном виде, подробная информация по бюджету дается в приложении к концепции. Здесь также указываются условия и порядок привлечения средств. Концепция должна отразить поэтапное распределение финансирования с увязкой по источникам и с учетом условий, под которые выделяются деньги. В таком описании фиксируется модель проекта.
В организационном обосновании проекта характеризуются участники его реализации и их функции; место и время осуществления проекта; имеющиеся в наличии и необходимые материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы. Важно дать подробную характеристику ресурсного обеспечения проекта, особенно кадрового. Относительно руководителей по направлениям деятельности даются довольно подробные характеристики, в которых основное внимание обращается на квалификацию и опыт работы по данному направлению.
В целом обоснование проекта призвано показать. что проект реален для реализации.

е) ожидаемые результаты
Заключительная часть концепции должна ответить на вопрос: что изменится в социальном окружении, в жизни людей в результате осуществления проекта, т.е. важно предусмотреть социальные последствия, к которым приведет реализация проекта. В более крупных проектах нужно организовать исследовательские работы по прогнозированию социальных и экономических последствий нововведения и проводить социальную экспертизу. Это – основа оценки жизнеспособности проекта.

ж) жизнеспособность проекта.
Основные инструменты оценки жизнеспособности проекта: социальное прогнозирование, социальная диагностика, экспертные методы. Задача оценки жизнеспособности проекта – предусмотреть успех и не допустить провала проекта, т.е. установить степень риска.
Оценивая жизнеспособность проекта, необходимо выяснить такие вопросы:
Имеется ли система решения интересующей нас проблемы на уровне государства , местного самоуправления, организаций и лиц?
Кто и за что здесь отвечает?
Какие у нас есть возможности для контакта с ними?
Они будут мешать проекту или помогать?
Как привлечь их на свою сторону или нейтрализовать?
Имеются ли конкурирующие проекты?
з) составление бюджета.
В проектах со смешанным финансированием необходимо рассчитать движение средств по каждому источнику раздельно и в увязке с другими источниками. В малых проектах достаточно составить смету расходов с указанием источника поступления средств.

Рекомендации:

Бюджет – часть предложений к проекту.
Готовьте бюджет после того, как напишите предложения к проекту.
Вы должны знать требования к бюджету и возможности организации, финансирующей проект.
Бюджет должен содержать реальную, проверенную финансовую информацию. Соберите необходимую информацию о стоимости услуг, товаров.
Определите временные рамки бюджета. Сделайте возможные поправки на инфляцию.
Разработайте простую, всеохватывающую форму бюджета, состоящую из разнообразных статей затрат на товары и услуги, цен и общей стоимости.
Дайте перечень других источников финансирования с учетом собственных затрат.

 

Назначение текста проекта – для внешнего пользователя, кто потенциально может проявить заинтересованность в проекте. В практике проектирования выработан прием, позволяющий упростить задачу знакомства с проектом. Описание проекта строится как бы по концентрическим кругам.
- Самый малый круг – презентация проекта. Она занимает 2-3 страницы, где в самой сжатой форме изложена информация об организации, осуществляющей проект и концепция проекта.
- Второй круг – изложение концепции проекта, а также наиболее общей оценки жизнеспособности проекта и базовых расчетов. Текст этой части по структуре и формулировкам исходных положений тот же, но здесь есть аргументация изложенных положений. Текст занимает 25-30 страниц. Лицо, принимающее решение по проекту знакомится с этой частью для прояснения того, что невозможно было почерпнуть из краткого описания проекта. Если его устраивает проект, то дальнейшее чтение по его распоряжению ведут специалисты, делающие экспертное заключение о целесообразности участия в проекте.
- Третий круг содержит детальную информацию и все выполненные расчеты по проекту.
К тексту могу прилагаться различные документы: устав организации, рекомендации по проекту, отчеты по исследованиям и т.д.

Список ресурсов

1. Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года//Вестник образования. 2002. - №6.
2. Концепция развития информационного общества в России.
http://www.libertarium.ru/68568
http://www.iis.ru/library/riss/
4. Intel: Обучение для будущего (при поддержке Майкрософт): Учебное пособие – 5-е изд., испр. – М.: Русская редакция, 2006.
5. VCT-проекты: Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=238
6. Азарова, Л.Н.ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЙ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ", "МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ", "УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ"/Азарова Л. Н., Оленева Н.А. http://www.mgpu.ru
7. Заварыкина, Алла Алексеевна. Проекты. http://www.casadelsol.ru/index.htm
8. Краль, Н.А. МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: Учебно-методическое пособие. - Омск: ОмГУ, 2005.
9. Козленко, Александр Григорьевич. Проектно-ролевая игра. http://kozlenkoa.narod.ru/pri5.htm#4
10. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. http://www.educom.ru/ru/
11. Основные задачи в предметной области "ТЕХНОЛОГИЯ» при организации работы над проектом. http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=4262&tmpl=Thread&BoardId=4265&ThreadId=23717&page=0
12. Проектная деятельность учащихся. www. allbest.ru
13. Проектная деятельность или Цели имеют право на существование! http://www.ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html
14. РОДИОНОВ, Вадим. Проектная деятельность/Вадим Родионов, Мария СТУПНИЦКАЯ. http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200404608
15. Седых, Т.К. Проект/Т.К. Седых, С.А. Сивцева. http://shivz.e-gloryon.com/6352279627
16. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства». http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html

 

 

 

Тематики социальных проектов:

 

1.        Добровольчество – социальные проекты, связанные с проведением добровольческих мероприятий в ЦАО или силами учащихся округа.

2.        Ученическое самоуправление – в данной номинации можно представлять описание модели ученического самоуправления образовательного учреждения, или любой проект, связанный с оптимизацией работы органа ученического самоуправления.

3.        Здоровый образ жизни – проекты, связанные с пропагандой здорового образа жизни и профилактикой негативных явлений. Особенно актуальными будут проекты, посвященные Году спорта.

4.        Ресурсосбережение – проекты, связанные с решением экологических проблем, энерго- и ресурсосбережения.

5.        «Если бы я был главой управы» - проекты рассматриваются в рамках конкурса «Если бы я был главой управы». Необходимо предоставить проект по улучшению уровня и качества жизни в определенном районе Центрального округа. (см. отдельное положение конкурса)

6.        Толерантность – проекты, направленные на взаимодействие с инвалидами, представителями других национальностей,  культур, вероисповеданий и т.д.

7.        Краеведение – в данной номинации рассматриваются работы, направленные на улучшение знаний учащихся о своей малой Родине.

8.        Свободная тема – если ваш проект не подходит ни к одной из представленных тематик, то можно подать его в этой номинации

 

Номинации (в каждой тематике):

 

1.        Социальный проект (до 5 страниц А4 основного текста, в формате .doc или .doсx) – текстовый формат с основными пунктами социального проекта: актуальность, цель, задачи, этапы реализации, риски, смета расходов (если необходимо для реализации проекта).

2.        Видеосюжет (до 3 минут) – работы принимаются в форматах .avi, .mpg. Видеосюжеты могут быть посвящены как уже проведенным мероприятиям по выдвинутой тематике, так и планируемым акциям.

3.        Социальная реклама (до 1 минуты) - работы принимаются в форматах .avi, .mpg. Сюжет – реклама любых общечеловеческих ценностей. Она должна привлекать внимание к очень важным проблемам общества, к социальным программам и возможностям их решения.

4.        Журналистская статья с фотоматериалами (до 3 страниц) – статья о уже реализованном или еще только планируемом социальном проекте.

5.        Социальное фото (серия фото) – принимаются в формате .jpeg не менее 1 мб каждая фотография. Серия фотографий – до 5 шт. Обязательно наличие оригинального названия (у серии фотографий может быть одно название, но авторский порядок должен быть понятен).

6.        Плакат – отсканированный вариант плаката или его фото в электронном варианте.

7.         Презентация – работа в формате .ppt или .pptx. Максимальный размер презентации - … Мб. 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Gyldjamal | Теги: социальное проектирование
Просмотров: 1058 | Загрузок: 292 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
28.09.2020

Copyright MyCorp © 2020